55 лет назад, 7 марта 1962 года, накануне Международного женского дня, в московском Доме кино состоялась премьера комедии «Девчата» режиссера Юрия Чулюкина с Надеждой Румянцевой и Николаем Рыбниковым в главных ролях.
В тот год ее посмотрело 35 млн советских граждан, и до сих пор «Девчата» остаются одним из самых любимых советских фильмов – и не только в России.

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/7/5/2/9376257.jpg

В иностранной исследовательской литературе «Девчата» упоминаются как яркий пример комедии послесталинского периода, продукт «оттепели». Ведь в этом фильме личные переживания героя оказываются важнее общественных задач!

«Как и во многих комедиях времен сталинизма, основы общественных и экономических отношений существующего строя играют важную роль в идентификации героев, — пишет профессор Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, исследователь российской популярной культуры Дэвид МакФадьен в книге, посвященной советской комедии.

— Но эта романтическая история не столько приукрашивает реалии лесозаготовки – общественного проекта – сколько переписывает ее правила: „Если с любовью у меня не сложилось, то ничто вообще здесь работать не будет!“

Поводом для такого анализа автора становится, конечно же, сцена „бойкота“ Тоси, когда она отказывается выдать в столовой добавку лесозаготовщикам: „У меня еще целая бригада не кормлена!“

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/8/2/1/9376128.jpg

А вот что пишут о фильме простые пользователи иностранных ресурсов.

«Я сразу обратил внимание на наши культурные различия. В начале фильма Тося появляется в своем новом жилище, которое ей предстоит делить с другими девушками. Она оглядывается по сторонам и начинает обустраиваться, достает еду и чай из тумбочки у одной из кроватей и разводит огонь. И как только она собирается закусить, входят ее новые сожительницы. Американец во мне заставляет кричать: «Боже, у нее серьезные проблемы! Как можно рыться в чужих вещах?»

Одна из женщин, Анфиса (Дружинина), как раз начинает упрекать ее за это. Тося протестует, вываливая всё из своего рюкзака с криком: «Вот, пользуйтесь!» Остальные девушки извиняются за Анфису и начинают расспрашивать Тосю о ее жизни. Они или игнорируют Тосины обиды (вряд ли), или признают, что все, что у них есть, – общее (скорее всего). Такая реакция заставила меня встряхнуться: «Это точно не американское кино!» После того, как я это осознал, просмотр фильма стал приносить удовольствие».

Gregory Porter.

«Этот фильм не похож на типичные романтические комедии. Его авторам удалось избежать слезливой сентиментальности, и в картине можно найти осторожные намеки на социальную критику. Любовь и замужество не ставятся во главу угла, а замужняя жизнь – это не „жили долго и счастливо“. Что касается социальной подоплеки, то, например, Надин жених Ксан откладывает свадьбу до тех пор, пока у них не будет своей квартиры. В Советском Союзе многим приходилось часто менять место жительства, и такое решение было в порядке вещей. Порой люди откладывали свадьбы на несколько лет из-за случайных решений местных чиновников».

Bear Mac Mathun, Австралия.

«Когда я была маленькой, я видела много советских фильмов. Это было в конце 70-х и в 80-е, когда Индия дружила с СССР. Одним из фильмов, который запомнился мне особенно, были „Девчата“. Мне понравилось абсолютно всё. Это лёгкое, приятное кино, после которого хочется влюбляться. Оно прекрасно сочетает юмор с романтикой.

Персонажи в фильме не делятся на исключительно хороших или плохих. Каждый из них – человек, у каждого есть свои сильные и слабые стороны, каждый ищет свое счастье. Они способны прощать и идти дальше, ценить те возможности, которые дает им жизнь. И в конечном итоге добиваться того, что казалось им недостижимым – путь порой и не без воли случая.

И конечно в этом фильме есть Надежда Румянцева в образе Тоси – настоящий фейерверк эмоций! Её героиня – вспыльчивая, бесстрашная, и при этом очень романтичная, эмоциональная, с виду легковерная и наивная – но это впечатление обманчиво. Смотреть на неё – сплошное удовольствие. Прибавьте к этому то, насколько она живая и подвижная: она все время скачет, залезает на стулья, несется куда-то большими шагами.

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/5/3/1/9376135.jpg

Сибирскую Зиму снимали в... Ялте

Зрители думают, что «Девчат» снимали в морозной Сибири. На самом деле почти весь фильм был сделан в павильонах «Мосфильма» и овраге за киностудией: сейчас там стоят высотки, а тогда был лес, в котором построили здание клуба, телефонную станцию и дома.

Весной, когда снег растаял, землю приходилось засыпать ватой, а снегопад изображать с помощью резаной бумаги и едкого белого газа. Только общий план северного леса и вагонетку снимали зимой в Пермском крае, а закончили картину вообще… в весенней Ялте, где тоже пришлось изображать сибирские морозы. «Почему Ялта?! Просто всем захотелось съездить в Крым», - призналась Светлана Дружинина.

От себя: не совсем так. Киноаппаратура отказывалась работать в реалиях сибирской зимы, сроки пождимали и весь натурный антураж лришлось творить в павильоне.

Некоторые натурные съемки проходили на Северном Урале в реальном Лесохозяйстве. Погода стояла очень холодная, как не замерзнуть в 50 градусный мороз. Когда снимали сцену где повариха Тося приносит рабочим еду. Рабочим раздали металлические столовые приборы.

Николай Рыбников не подумав взял и облизал ложку, которая вмиг прилипла к его языку. Съемки пришлось остановить, чтобы помочь актеру отлепить ложку, но Рыбников и не подумал ждать медиков, он дернул ложку и отлепил ее от себя вместе с кожей… После этого случая Румянцева говорила что он очень мужественный мужчина.

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/1/2/3/9376321.jpg
Часть фильма снимали а в маленьком поселке Оленино Тверской области в августовскую жару на настоящей лесоперабывающей базе. На время съемок работы на базе решили не останавливать, а просто выделили для этого нижний склад.

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/1/4/1/9376141.jpg

Награды:

1962 — приз Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата (Аргентина) «За лучшее исполнение женской роли» актрисе Надежде Румянцевой. Зарубежные газеты называли актрису «Чарли Чаплином в юбке», а итальянцы — «русской Джульеттой Мазиной».

1962 — почётный диплом Эдинбургского международного кинофестиваля (Шотландия).

1962 — почётный диплом жюри родителей и учеников Международного фестиваля фильмов для молодёжи в Канне.

Многие фразы, как и из других советских фильмов,, стали крылатыми:

А вы и есть то новое начальство, которого все так боятся, да?
- Ну... уж... не такой я страшный...
А компот?!
В случае чего, я тебе кашлять буду. Чтобы не забывалась.
В столовой и в бане все равны.
Во здоровая! Откормила я тебя, Надежда, на свою погибель. Ну, погоди, получишь ты у меня завтра добавки!
Вы работаете в век кибернетики и атомной энергии, а людей кормите в хижине?!
Головной убор, между прочим, так не носят.
Едут тут всякие! Ни профессии, ни подушек - одна морока с вами.
Зря сидите! Жилплощади в этом году не предвидится!
Какие люди гибнут!
Картошка жареная, отварная, пюре. Дальше: картофель-фри, картофель-пай.
- Это еще что такое?
- А это такими стружечками, жарится в кастрюле в кипящем масле.
- Ну, так бы и говорила, а то - пай! Ну и все!
- Нет не все! Пожалуйста: картофельные пирожки с мясом, с грибами, с капустой и так далее. Картофельные оладьи, соус грибной, соус томатный, соус сметанный и так далее. Картофельный рулет, запеканка, картофель тушеный с черносливом, картофель тушеный с лавровым листом и с перцем, картофель молодой отварной с укропом. Шаники!..
Лучше я потом как-нибудь, а то мы сегодня все переделаем, а назавтра ничего не останется...
Она, брат, такая!
- Какая?
- Подрастешь - узнаешь!
Отойдите от кухни, а то... а то у меня ложки пропадают!
Отощаем!
Ох и агрессор ты, Илюшка!
Ох и личность ты!
Посидят-посидят, а потом комнату отдельную требуют.
Пусти, а то закричу! А-а!..
Разве можно спорить вот так, на живого человека?
Сидим! Прямо как взрослые!
- Так короче.
- А вот так длинней...
Так хочется быть красивой! Я б тогда за всех обманутых девчат отомстила! Вот иду я, красивая, по улице, а все встречные ребята так и столбенеют, а которые послабей, так и падают, надают, падают и сами собой в штабеля укладываются!
Техника! Тут соображать надо! Это тебе не картошку варить!
Ты ей все расскажешь. Сама.
- Спешу и падаю.
Ух, эти анфиски!
Что ты трактор, чтоб тебя испытывать! Тося.
Чтобы я когда влюбился!.. Не дождутся они от меня!
Эх ты, вареники с картошкой!
Я вообще решила замуж не выходить: одной спокойней, правда? Хочу - халву ем, хочу - пряники.
Я вот раньше все время думала, как это люди целуются? Ну, им же носы должны мешать. А теперь вижу - не мешают...
Я и сама дойду. Здесь медведей нет.
Я шляпу-то никогда не носил... Это так вот купил. Для солидности.

Ссылка