Маленькие загадки старой Одессы: история монастырского фуникулера

http://uc.od.ua/content/documents/11879/1187891/images/16195651_10206362149452573_5290527240890549529_n.jpg
Фуникулер: домик-купальня на первом плане, будка машиниста, небольшая площадка парапет и рельсы с параллельной им лестницей

Мало кто знает, но в Одессе несколько десятилетий подряд одновременно работало не один, а сразу два фуникулера. Один из них, всем известный по ретро-фотографиям города, до конца 1960-х поднимал и спускал пассажиров около Потемкинской лестницы, а вот где был второй - читайте ниже. Возможно, неподалеку от второго был даже третий - и факт его наличия до сих пор остается загадкой одесской истории.

Все интересующиеся историей Одессы "раньшего" времени знают о фуникулере, линия которого до 1968 года проходила параллельно Потемкинской лестнице. Два вагончика, сначала достаточно изящных, а затем все более и более изношенных исправно возили людей вверх и вниз, пока их не заменили на эскалатор. Одесский фуникулер был классическим - два вагончика ходили по однопутной линии с разъездом посередине, приводимые в движение канатами и системой противовесов.

Мало кто знает, хотя некоторые и слышали, о втором одесском фуникулере - так называемом "монастырском". Построенный явно до 1917 года, он пережил две мировые и одну гражданскую войну, НЭП, индустриализацию и даже хрущевскую оттепель, не говоря уже о периоде государственных гонений на православную церковь.

http://uc.od.ua/content/documents/11879/1187891/images/16143238_10206362150252593_5362241061191241760_n.jpg
Вид на купальню у нижней части фуникулера, 1950-е гг., на втором плане мыс Большой Фонтан

Этот фуникулер изначально был предназначен для спуска высоких православных иерархов из резиденции Митрополита в Успенском мужском монастыре к морю, к специально оборудованному домику-купальне. Линия фуникулера проходила по вырубленной в известняковом обрыве "щели" под углом более 45 градусов.

Поскольку фуникулер не нес пассажирской функции, устройство его было гораздо проще. Один путь, никаких разъездов, один маленький вагончик - кабинка, и противовес.

Несмотря на то, что православная церковь, мягко говоря. не пользовалась государственной поддержкой, фуникулер исправно работал, доставляя священников, церковных иерархов, монахов и семинаристов с высокого обрывистого берега в начале Дачи Ковалевского, сразу за мысом Большой Фонтан, к небольшому пляжу. Даже сейчас этот пляж неофициально называют "поповским", да и бородатого мужчину в черном церковном облачении встретить здесь можно запросто.

Фуникулер перестал работать на рубеже 1960-1970-х. Одесситы помнят еще, как в 60-е годы фуникулер еще действовал, а уже к середине 1970-х его уже не было. Исчезновение фуникулера связывают с оползнями на обрыве и строительством берегоукрепительных сооружений - в результате чего за мысом Большой Фонтан построили бетонные пирсы, оградив небольшую искусственную гавань для пограничных катеров и рыбачьих баркасов.

http://uc.od.ua/content/documents/11879/1187891/images/16143363_10206362148972561_1330454755802111843_n.jpg

Общий вид побережья Дачи Ковалевского в 1950-е гг. Слева у воды видно домик-купальню, вверх по "прорези" в обрыве поднимается линия фуникулера

Но старинное деревянное сооружение купальни на сваях в воде оставалось еще даже с десяток лет после того, как построили бетонные буны и заменили фуникулер на лестницу. Еще в середине 1980-х на фоне старенькой купальни делались семейные фотографии.

По некоторым непроверенным данным, в послевоенные годы в Одессе мог работать еще один, третий, фуникулер. Он мог располагаться в комплексе дома творчества писателей - тоже на Даче Ковалевского. В пользу версии о существовании здесь двух фуникулеров неподалеку друг от друга говорят воспоминания о том, что было в доме творчества в 1950-е - до того, как сильные оползни уничтожили часть побережья в этом районе.

Вагончик