Все видели шикарный советский фильм Берегите женщин. Фильм, который можно смотреть постоянно (в этом году, за месяц январь, его крутили уже раз десять, как минимум. Но это не от большой любви к жанру музыкальной комедии. Такая частота, скорее всего, из зи дебильной внутренней политики Украинского государства, когда к просмотру на ТВ и кино-экранах запрещено практически всё, что было сделано или делается в СССР или России). Но, не об этом.
Фильм Берегите женщин притягателен всем: актёрами, близкой нам тематикой Одесского порта, ставшей уже классикой музыкой и песнями Юрия Антонова. Фильм, что говорится, помним и любим чуть ли не по кадрово. Но есть один главный герой этого фильма, о котором как-то не принято говорить. Он постоянно в тени, хотя на экране - везде.  Это - буксир Циклон.

http://i.ucrazy.ru/files/pics/2015.09/1442936422_6.jpg

Это реально существовавшее судно (правильно называть нужно не буксир, а буксирное судно. Буксир это - трос, на котором, собственно, и тащат за судном чего-нибудь).

Нш герой – американец по происхождению. Построен в США, в Нью-Йорке в 1944 году. И там он носил имя “ST490” US Army.
А в 1947 г. был передан СССР.

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/5/1/9/8334915.jpg

Примечательно то, что до Одессы, где он трудился до конца своих дней (и снимался в кино), из Нью-Йорка он добрался своим ходом! Для тех, кто не в курсе: суда подразделяются на морские, озёрные, речные. У судов, предназначенных для открытых водных пространств, скажем, должна быть хорошая мореходность, а у судов, ходящих по малым рекам – минимальная осадка. Поэтому на одном и том же судне невозможно одинаково успешно ходить везде.

А наш герой, имея предписанный район плавания "закрытые акватории портов и рек", успешно преодолел путь почти в 8 тысяч километров. До Гибралтара через Атлантический океан он шел на буксире у парохода "Генерал Черняховский", а от Гибралтара до Одессы – своим ходом. Во время этого перехода "Циклон" несколько раз попадал в шторм и был на волосок от гибели.

Учитывая, что "Циклон" предназначался для работы в Одесском порту, перегон его через бушующий Атлантический океан был поистине героическим. В Атлантике волны накрывали "Циклон" с головой. В машинном отделении гуляла вода и ее еле успевали откачивать. Весь переход до Гибралтара моряки не снимали спасательных жилетов, передвигаясь по судну через внутренние ходы сообщения, потому что из-за стремительной качки и волн выход на палубу был связан с риском моментально оказаться за бортом…

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/6/1/9/8334916.jpg

Для понимания масштаба такого путешествия: три подобных буксира при попытке перейти через океан затонули, два были доставлены в Англию на палубе судна. А "Циклон" – смог!

Когда корреспонденты американских газет узнали, что в Нью-Йорк прибыли советские моряки для перегона через океан небольшого портового буксира, они буквально осадили гостиницу, в которой поселился экипаж "Циклона". Фотографии капитана П.И.Биюля и других моряков, принимавших в Нью-Йорке буксир, не сходили со страниц местных газет, а когда "Циклон" покидал нью-йоркский порт, газетчики провожали его на катерах до выхода из гавани.

По прибытии "Циклона" в Одессу руководство Черноморского пароходства устроило во Дворце моряков торжественное собрание, на котором приветствовало экипаж маленького суденышка, преодолевшего штормовой Атлантический океан. После собрания членов экипажа "Циклона" окружили корреспонденты советских газет и журналов, забрасывая вопросами о легендарном переходе.

Трудился легендарный буксир в Одесском порту до конца 80-х годов. Конец его довольно печален. Зимой (а это лёд, ледовое крошево), во время урагана, "Циклон" работал с лихтеровозом и вспорол себе днище. Пробоина более метра в длину и 30 см в ширину – для такого буксира это много. Да и солёная забортная вода для электрооборудования губительна. После получения пробоины он продержался не более двух минут…

Когда "Циклон" подняли, стало очевидно, что ремонт нерентабелен и к середине 90-х годов он был разделан на лом.

http://i.ucrazy.ru/files/pics/2015.09/thumbs/1442936386_10.jpg

Что характерно систершипы “Циклона” до недавнего времени ходили в Греции под родными движками и с родными корпусами.